Организация логопедической работы

Система логопедического сопровождения обучающегося, воспитанника с тяжелым нарушением речи в условиях школы - интерната
             Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие становится сегодня неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения, любой образовательной системы. Современные тенденции модернизации образования диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе.
МБОУ «Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми – специализированное общеобразовательное учреждение для детей с ТНР, ЗПР, НОДА.
Нарушения речевого развития у учащихся школы носят системный характер и затрагивают все компоненты речи. У них недостаточно сформированны многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-практический, сенсомоторный.
         Тяжелые нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации.
         В связи с этим в процессе обучения учащихся с ТНР проводится целенаправленное систематическое коррекционное сопровождение. Оно является неотъемлемой частью образовательного процесса в условиях специальной школы-интернат для детей с ТНР и способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Основное содержание работы по коррекции речевых нарушений зафиксировано в Положении о Логопедической службе, которое является локальным актом и предполагает информационно-аналитическую деятельность, этап реализации и координации  коррекционно-развивающей работы, мониторинговую составляющую, консультативную и информационно-просветительскую работу.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность)
Существенным звеном в коррекционном сопровождении является совместная работа логопеда со специалистами – медиками и со школьным психологом. Данное сотрудничество осуществляется на протяжении всех этапов коррекционной работы. На I этапе, когда идёт обследование речи, помощь невропатолога необходима для выявления этиологии речевого дефекта, сопутствующей неврологической симптоматики. Роль психолога на данном этапе -  диагностика психологической базы речи (восприятие, внимание, память, мышление). Данный этап имеет временные рамки – это сентябрь (начало учебного года).
            Результаты обследования фиксируются в речевых картах, которые являются школьными документами, и отражают проводимые диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность в отношении того или иного ребенка, характер изменений в индивидуальном обучении и речевом развитии.
Этап организации и координации коррекционно-развивающей работы. Временной промежуток – сентябрь – май.
Непосредственно коррекционная подготовка включает индивидуальные и групповые логопедические занятия. Индивидуальные логопедические занятия проводятся вне сетки уроков. Их цель - преодоление речевых трудностей, препятствующих усвоению программного материала. Эти занятия проводятся: в I - IV классах с одним обучающимся в течение 15 минут, с группой (2 - 4 обучающихся) в течение 20 - 25 минут; в V - IX классах с одним обучающимся - 15 минут, с группой (2 - 5 обучающихся) - 30 - 40 минут. Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися - 2 - 3 раза в неделю. Поэтому и суммарная нагрузка на обучающегося - 1 академический час.
На индивидуальных и групповых занятиях преодолеваются специфические для каждого ученика (группы учеников) речевые дефекты, что обеспечивает успешность фронтального обучения детей в условиях класса.
Принципом комплектования групп является выделение у учащихся наиболее характерного для них дефекта, который в наибольшей степени тормозит у них нормализацию речи. Состав групп может меняться в течение года.
            Основным документом при планировании логопедической работы в 1-4 классах является программа по произношению (раздел «Индивидуальные занятия»). При этом учитель-логопед ставит перед собой задачу в возможно короткие сроки подготовить всех учащихся к выполнению требований программы по произношению и обучению грамоте.
            В процессе логопедического сопровождения в первом классе основное внимание уделяется коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений чтения и письма. В центре внимания наиболее пострадавшее звено данного речевого нарушения. Так, например, при дизартрии это будет обучение звукопроизношению, развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания; при алалии – это активизация, расширение словаря; при ринолалии – (воспитание) формирование фонетически правильной речи.
Начиная со второго класса, происходит закрепление навыков правильного произношения, преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава, устранение индивидуальных отклонений в письме и чтении.
         У учащихся 5 – 9 классов, лингвистическая структура речевого дефекта остается неизменной на протяжении всего периода обучения.
       В отличие от начальной школы неполноценность языковой и речевой деятельности проявляется на уровне письменной речи: при записи, продуцировании самостоятельных письменных высказываний и в процессе чтения. Основная проблема учащихся старшего звена речевой школы – становление дискурса – связного высказывания монологического или диалогического характера, используемого в коммуникативных целях.
       В организации обучения старшеклассников с тяжелой речевой патологией  на индивидуальных логопедических занятиях выделяются следующие направления работы:
1.Совершенствование навыка языкового анализа. Развитие навыка морфемного анализа.
2. Формирование лингвистических эталонов (морфем, слов, грамматических форм и конструкций) и умения выделять их в текстах различной протяженности.
3.   Формирование лингвистической базы для общеобразовательной подготовки.
4. Совершенствование навыка читательской деятельности.
5. Развитие предпосылок, обеспечивающих речевую деятельность.6. Совершенствование коммуникативных навыков детей.
        Процессу коррекционного сопровождения способствует распределение функциональных обязанностей в малом педагогическом коллективе.
Например, при коррекции звукопроизношения логопед занимает ведущую роль: ставит звуки, автоматизирует, дифференцирует. В свою очередь учитель контролирует правильность звукопроизношения, подбирает лексический материал с учетом особенностей произносительной стороны всего класса и отдельных учащихся. Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определённые движения и положение органов артикуляционного аппарата. Уточняет произношение поставленного звука, использует способность ребёнка к звукоподражанию.
Уникальность нашего учреждения в том, что весь образовательный процесс предполагает коррекцию речевых нарушений и связанных с ними особенностей развития обучающихся, воспитанников.
Учебный план для детей с ТНР обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся воспитанников с учетом тяжести речевого недоразвития, особенностей их эмоционально-психического развития, интересов и склонностей.
Особо выделяется коррекционный лингвистический курс, который включает в себя специальные предметы ("Произношение", "Развитие речи") и общеобразовательные, адаптированные для обучающихся с речевой патологией ("Обучение грамоте", "Литературное чтение", "Русский язык", Литература и т.п.). Целью этого курса является: формирование полноценной речевой деятельности как одной из важнейших предпосылок успешного обучения и средства успешной адаптации личности в обществе.
Учебный предмет «Развитие речи» (1-9 классы) ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах. На уроке «Произношение» на основе коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, а также первоначальные навыки звукового анализа.
С целью повышения эффективности логопедического сопровождения на каждом занятии (уроке) осуществляется коррекционно-логопедическая работа. Урок начинается с проговаривания. Обязательно на каждом уроке по две паузы: одна на релаксацию, вторая – с речевым сопровождением на развитие общей моторики. Уроки произношения, обучения грамоте, чтения, музыки не обходятся без развития артикуляционной моторики. На предметах, таких как чтение, произношение, развитие речи обязательны 1 – 2 упражнения для развития просодической стороны речи. На протяжении всех лет обучения на уроках проводится словарная работа.
В целях предупреждения и (или) коррекции дисграфических и орфографических ошибок все виды работ учащихся сопровождаются соответствующими видами языкового анализа (фонетического, морфемного, морфологического и словообразовательного).
В старших классах большое внимание уделяется оформлению связного высказывания.
К логопедическому сопровождению относится соблюдение единого речевого режима, который реализуется через следующую систему организационно-педагогических мероприятий:
            1. Сотрудники школы осуществляют постоянный контроль над произношением и структурой самостоятельных устных и письменных высказываний учащихся в ходе всех режимных моментов
            2. В течение всего дня педагоги ставят воспитанников в ситуации необходимости речевого общения, формируют потребность в правильной речи, воспитывают культуру общения.
            3. Речь самих педагогов является чёткой, выразительной, фонетически правильной и образцовой в литературном отношении.
            4. Учителя обязательно планируют произносительную и смысловую отработку нового речевого и понятийного материала по предметам, уделяют значительную часть времени речевой деятельности детей на уроках.
            6. Воспитатели предварительно проводят произносительную и смысловую отработку текстов устных публичных выступлений учащихся (праздники, коллективные творческие дела, логопедические линейки), стремятся, чтобы любое выступление учащихся перед аудиторией было максимально правильным, внятным, выразительным.
            7 Учащиеся стараются чётко проговаривать звуки, соблюдают правила речевого дыхания, употребляют слова, которые лучше выражают мысль, следят не только за своей речью, но и за речью товарищей, придерживаются требований по культуре общения.
            8. Родители ориентированы на коррекцию и развитие речемыслительной деятельности детей, переносят требования к их речи в условия семейного воспитания.
Этап диагностики коррекционно–развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).
            На данном этапе выявляется адекватность выбранных мероприятий индивидуальным потребностям детей с ТНР. Чтобы отследить динамику и эффективность предложенных ребенку коррекционных мероприятий, специалистами разработан и ведется мониторинг развития речи обучающихся. Традицией школы стали логопедические линейки, проводимые в конце учебного года. Их цель – оценить речь детей на материале тематического монтажа.
            Учителя-логопеды ведут консультационно-просветительскую работу, которая направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
В результате интенсивной коррекционно-развивающей работы педагогического коллектива, по рекомендации центральной или территориальной ПМПК, дети, имеющие речь в норме, выводятся в общеобразовательные учреждения. Как правило, это учащиеся 1 – 5 классов. Дети, у которых в ходе обучения и коррекционной работы нормализуется речевая деятельность, могут продолжить своё обучение в общей школе и других образовательных учреждениях.
Список литературы:    
  •      Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ТНР. Москва, «Просвещение», 2013 
  •       Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ТНР.